ЛОГОПЕД-ДЕФЕКТОЛОГ.
С самого раннего возраста ребенку необходимо общаться.
Нарушения речи выражаются не только в нарушении звукопроизношения. Не следует забывать и о лексико-грамматическом строе речи, о ее графиче-ской составляющей. Словарь ребенка должен соответствовать возрасту, должен быть полным, точным. Ребенок должен уметь правильно согласовы-вать слова в предложении, обладать навыками словообразования, верно ис-пользовать предложно-падежными конструкциями.
Различные факторы (нарушения внутриутробного развития, проблемы в ро-дах, внешние факторы) могут быть причинами и интеллектуальных наруше-ний (ЗПР, умственная отсталость). Чем раньше будут выявлены подобные нарушения, тем более вероятна положительная динамика коррекционного воздействия.
ПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ К ЛОГОПЕДУ-ДЕФЕКТОЛОГУ:
- отсутствие речи;
- нарушение звукопроизношения;
- непонимание речевых обращений;
- несовершенство лексико-грамматической стороны речи;
- проблемы письменной речи (зеркальное написание букв, цифр; выпадение букв, слогов при чтении; «некрасивый» почерк);
- нарушения функций памяти, внимания, мышления;
- общее отставание формирования психических функций.
НА ПЕРВИЧНОМ ПРИЕМЕ логопед-дефектолог:
- осуществляет диагностику актуального состояния речи и высших психиче-ских функций пациента;
- определяет пути коррекционного воздействия.
Первичный прием специалист ведет в присутствии родителей, что позволяет ребенку чувствовать себя более комфортно и уверенно, а родители имеют возможность убедиться в соответствии или несоответствии возрасту развития психических функций (в том числе и речевой функции) своего ребенка. Од-нако в некоторых случаях возникает необходимость «уединенности» специа-листа с ребенком.
После подробного ознакомления с анамнезом ребенка и его уровнем разви-тия, специалист формулирует заключение и принимает решение о необходи-мости индивидуальных коррекционных занятий. Если ребенок не нуждается в специальных занятиях, логопед-дефектолог проконсультирует родителей, как работать с ребенком дома.
Логопед-дефектолог оказывает помощь детям в возрасте от 2х лет, а также взрослым.
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ проводятся с частотой, которая обусловле-на тяжестью нарушения; длительность занятия зависит от возраста ребенка, его нервно-психического и соматического состояния. Занятия проводятся в ситуации «уединенности».
На коррекционных занятиях по постановке звуков используются упражне-ния, направленные на развитие фонематического слуха, при введении по-ставленного звука в речь используются разнообразные лексико-грамматические упражнения.
Постановку звуков целесообразно начинать с 4х лет, так как в этом возрасте у детей развит самоконтроль, усидчивость, наблюдается стремление к до-стижению цели.
Коррекционные занятия для детей с интеллектуальными нарушениями отли-чаются более глубоким анализом всех психических функций с постепенным, систематическим и целенаправленным доведением их до возрастной нормы. Для успешной работы специалисту необходимо поддерживать тесный кон-такт с родителями ребенка, проводить с ними индивидуальные беседы и кон-сультации. По мере необходимости родители присутствуют на занятиях (ча-ще это происходит на первых этапах коррекционного воздействия). Специа-лист знакомит их со всеми педагогическими установками и требованиями, чтобы родители наладили общий и речевой режим в домашних условиях, а также выполняли задания логопеда-дефектолога дома.
Наш логопед может также поставить заключение взрослым людям с рас-стройствами речи, возникшими вследствие поражения речевых зон коры го-ловного мозга (инсульт, черепно-мозговая травма пр.)